Белыничский лесхоз начал налаживать собственную добычу сосновой живицы
Серенькая «Нива» с надписью по борту «Охрана природы» подскакивает на ухабах лесной дороги, но везёт нас уверенно. Редакционной «Ладе» таких препятствий ни за что не взять – она стоит и ждёт моего возвращения возле здания Кировского лесничества. Мы же с его главным лесничим Александром Бедным въезжаем на территорию 42-го лесного квартала – просто в сказочную глухомань! Ноги грибников в этих местах точно не ступало: хорошенькие крепенькие боровички выглядывают из мха на каждом шагу. Работающие здесь на вздымке специалисты грибами не интересуются. Они их за сезон и набрались, и наелись. Сами – местные, на делянку приезжают на велосипедах из Заполья и его окрестностей. Вон, их «железные кони» виднеются – прислонённые к стволу одной из подсоченных сосен на делянке. А вот и сами вздымщики появляются из-за деревьев: Евгений Гродник – со стопкой пластиковых воронок-приёмников в руках, Виктор Смоляк несёт на плече химхак, будто старинный лук, и ни дать, ни взять – Робин Гуд да и только. Но химхак – это не оружие благородного рыцаря, а орудие честного труженика, занимающегося добычей смолы. Сосны – куда ни кинь глаз окрест – с «узорными» стволами, по которым будто снизу-вверх прошлась тракторная шина, а на самом деле – лезвие этого странного инструмента. В надрез автоматически впрыскивается специальная химическая жидкость, чтобы рана на древесине долгое время «плакала» и не зарубцовывалась. Именно поэтому добытая смола для пищевых целей не годится. Но живицу ведь используют не только при производстве лаков и красок, она идёт и на изготовление различных медицинских препаратов!
Евгений Гродник подсказывает: – В таком случае вместо химии можно применять берёзовый сок, подойдёт и сода каустическая. В профессии мужчины всего-то около года, но равных в лесничестве им нет. Таких специалистов на сегодня во всём лесхозе – лишь трое, ещё один трудится в Белыничском лесничестве. Собственных вздымщиков было решено подготовить в декабре 2022 года. До этого делянки под добычу живицы выделялись, но осуществлялась она только ИП-шниками. На соснах вокруг нас – следы предыдущей трёхлетней работы их наёмных рабочих. («Ещё, пожалуй, год здесь можно «подоить» деревья, а потом они пойдут под спил, – подсказывает мне Александр Андреевич, – подсочка сильно ослабляет сосны»). Однако сотрудничество с индивидуальными предпринимателями – дело ненадёжное: сегодня у них есть спрос и им нужны делянки, завтра – уже нет. А сосновая смола – это ведь ресурс, который хорошо котируется на бирже, и торговать им очень выгодно. 1 тонна на торгах БТУБ сегодня «улетает» по 3500 рублей за тонну. Главному потребителю – ОАО «Лесохимик» сырьё требуется постоянно. Именно из этих соображений в Министерстве лесных ресурсов и было решено около года назад довести в том числе и до нашего лесхоза директиву о необходимости обучить вздымке собственных сотрудников.
Азы новой профессии в течение месяца бывшие лесники Виктор и Евгений постигали на специально организованных курсах на базе ГУ «Республиканский центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства», потом – какое-то время практиковались в родном лесу.
Начинающим вздымщикам на первый раз доверили освоить территорию в более чем 20 га – по 4 с лишним тысячи деревьев «на брата». Вторая половина осени – время подводить итоги – мерять их, что называется, бочками. Синенькие, пузатые, 200-литровые, они бросаются в глаза на фоне зелени, в каждую вмещается по 250 кг белых крошащихся «застывших сосновых слёз». Евгений с Виктором проходят по своему «сосновому хозяйству», снимают с деревьев воронки-приёмники и с помощью специального ножа извлекают в бочки их содержимое. Потом за наполненными живицей металлическими ёмкостями приедет грузовик.
Сезон закончен. Но долго лежать дома на печи вздымщикам не придётся. Уже в декабре-январе, даже если будут высокие снега, им придётся отправиться на делянки, чтобы делать на соснах закорку. А как потеплеет – из лесу будет вообще «не выбраться»: то срезы подновлять надо, то дождевую воду из воронок-приёмников сливать. К тому же в планах у руководства лесхоза – значительно увеличить объёмы добычи живицы: с полученных в нынешнем году 1,5 тонн – до 5-ти в 2024-м!
Лилия Апарович.
Фото автора.