Белыничская художница Лариса Журавович. Деревенская жизнь – тема всей ее жизни
Всегда ведь интересно, как рождаются художественные произведения, которые становятся впоследствии популярными. Вот и нам захотелось полюбопытствовать: как же появлялась на свет серия работ «Жаркое лето», с которой наша землячка-художница Лариса Журавович недавно одержала победу в республиканском конкурсе на лучший проект патриотической тематики, который в 2023 году объявляло Министерство культуры. Почувствовать, какие впечатления стояли за лицами сельских тружеников, изображёнными на портретах, из каких чувств и эмоций складывались жанровые композиции и пейзажи серии, нашему корреспонденту помогла сама художница.
Те, кто знаком с творчеством Ларисы Викторовны, знают: нет для неё ничего более вдохновляющего, чем настоящая деревня, ещё полстолетия назад – самобытная и многолюдная, дышащая полной грудью распаханных полей. Об этой уходящей уже в небытие жизни – огромное количество её произведений. Художница и не скрывает:
– Ещё лет 10 назад на селе у многих были лошади, на которых по-старинке люди распахивали свои сотки под картошку и рожь. Можно было писать с натуры. Сейчас же живую силу заменили железной техникой. Ну, не вдохновляют меня мотоблоки! И настоящую жатву можно сегодня наблюдать разве что в больших хозяйствах. Так и родилась идея создания «Жаркого лета». И мы с мужем в 2021 году отправились в творческое путешествие по четырём сельхозпредприятиям нашего района, начали с «Агросервиса».
Но серия не только об уборочной страде и хлеборобах. В углу художественной мастерской расположились работы «Родинской» трилогии: на одном полотне – ферма с бычками, два других – портреты работников этой фермы Николая Леневского и Людмилы Брилёвой. Рядом с трилогией – полотно с изображением налитых и силой земли, и дождевой влагой колосьев. И, конечно же, – множество портретов тех самых настоящих тружеников, чья жизнь неразрывно связана с сельским хозяйством. Рисовать передовиков цели не стояло – это обычные люди труда, посвящающие каждый свой день работе на ферме или в поле.
Самым первым из 12-ти был написан портрет Сергея Плехова из «Новой Друти». Из своего журналистского опыта знаю – не так-то просто заставить таких героев постоять даже перед объективом фотоаппарата – у них просто времени катастрофически не хватает. Что уж говорить о том, чтобы попозировать перед художником! Ларисе Викторовне приходилось искать выход. Где-то довольствоваться набросками и надеяться на свою память, где-то ждать время обеда, чтобы натурщики могли какое-то время находиться в состоянии относительного покоя. (Кстати, одно из пастельных полотен из «Жаркого лета» как раз и посвящено обеду комбайнёров в поле.)
Самый выделяющийся из портретов, пожалуй – с изображением Даника, молодого шустрого помощника комбайнёра из «Новой Друти». Молодёжи ведь в сельском хозяйстве сегодня в принципе-то немного.
Всего серия включает 20 полотен. Но завершать цикл на этом художница не собирается, обязательно будет писать новые произведения, всё зависит от появления творческого материала для их создания.
Эта победа Ларисы Журавович – уже вторая в аналогичном конкурсе. В 2021 году первое место завоевал цикл её работ «Возвращение», посвящённый религиозным архитектурным святыням Белыничского края, большинства из которых уже не существует. Для того, чтобы показать их людям, Ларисе Викторовне вместе с супругом Вячеславом Астафьевым пришлось провести серьёзную краеведческую работу.
А за 2023 год в арсенале Ларисы Викторовны награда за «Жаркое лето» – уже четвертая.
Лилия Апарович.
Фото автора.