Наш ответ на «вопрос вопросов»
Мы продолжаем знакомить наших читателей c предприятиями района, чей рациональный труд – залог нашего с вами благополучия, причём не только материального. Это, например, когда в семье один из родителей зарабатывает достаточно много, второй родитель и дети могут тратить больше своего времени на развитие и творчество. Результаты такой их деятельности, несомненно, наполнят семью ресурсом не менее важным, чем денежные накопления. Самое главное, что при этом остаются довольными и реализованными все. Ведь именно это важно!
«Приведение в порядок дорог в стране – это вопрос вопросов».
Александр Лукашенко на совещании с Советом Министров.
До традиционного Купальского празднества в Александрии остались считанные дни. Все технические приготовления уже практически завершены. Как и каждый год, трудиться над украшением электроиллюминацией автомобильного моста возле Александрии работники ДЭУ-74 начали ещё в мае. Были закуплены новые световые панно. Работа серьёзная и ответственная, но всё же больше «торжественная», а вот параллельно текучки было серой и монотонной – пропасть! Основная деятельность организации всё же – это ремонт и содержание автотрасс.
«Будничные одёжки»
– Подготовка дорог к летнему сезону – всегда период жаркий и хлопотный, – признался Андрей Иванович ещё в самый его пик, в нашей майской беседе.
Ну, во-первых, нужно навести чистоту, чтобы все дорожные элементы: ограждения, барьеры, турникеты, перила мостов и прочие – были элементарно вымыты и вычищены от песка, пыли и сверкали свежевыкрашенными боками. Можно себе представить объёмы работы, учитывая, что ДЭУ-74 обслуживает почти 296 км дорог: автомагистраль М4 Минск-Могилёв плюс трассы, соединяющие районные города между собой и с областным центром в Шкловском, Белыничском и Круглянском районах.
Во-вторых, согласно предъявленным требованиям, все перильные металлические ограждения, стойки и барьеры, прежде выкрашенные в чёрный цвет, до конца 2024 года должны быть заменены на серебристые оцинкованные. Работы продвигаются.
Ну, и в-третьих, необходимо потрудиться над «латанием» ям и неровностей на асфальте. Кроме того, согласно планам на текущий год, также нужно заменить старое асфальтовое покрытие на участках общей протяжённостью более чем 30 км. И на 15,5 километра покрыть дороги современным защитным покрытием «Сларри Сил».
К СВЕДЕНИЮ
Технология «Сларри Сил» представляет собой восстановление эксплуатационных характеристик покрытия дорог с применением литой эмульсионно-минеральной смеси (ЛЭМС).
В дословном переводе с английского языка Сларри Сил – «герметизация суспензией». Суспензия представляет собой смесь битума с мелким щебнем, водой, минеральными добавками и специальными порошками, которые придают ей долгопрочность. «Сларри Сил» наносится слоем 8-15 мм, заполняет неровности на асфальте и, затвердевая, защищает покрытие от быстрого истирания и негативного климатического воздействия. Срок гарантии – не менее 5 лет. Кстати, ДЭУ-74 – единственное в области работает с технологией «Сларри Сил». Потому его сотрудники выезжают на работы с ним в другие районы. Недавно, например, укрепляли дорожное полотно на улицах Мстиславля и объездной дороги вокруг него, близ деревни Печковка.
«Рассольное» ноу-хау
Ещё один суперответственный участок работы для работников ДЭУ-74 в этом году – участие в инновационном проекте, пилотном в республике. Все мы наблюдаем, как каждую зиму, едва выпадает снег, дороги в городе и за его чертой дорожники посыпают песчано-соляной смесью. Эта практика давно наработанная, но… уже себя изживающая. Куда более действенно и экономично, оказывается, использовать не собственно техническую соль, а её раствор, рассол. Это позволяет экономить до 1/4 от объёма противогололёдного реагента, а закупка его обходится недёшево. Доказано, что около 30% соли колёсами автомобилей, ногами пешеходов, талой водой во время оттепелей выносится за пределы дорог. Не посыпание, а поливание дорог позволит использовать реагент более целевым способом. Кстати, заодно и улучшит экологическую обстановку: вымывание соли за пределы асфальтового покрытия не очень хорошо влияет на окружающую среду.
В Беларуси подобные технологии ещё не использовали, наш район будет «пионером». Известно, что в соседней России их активно применяют дорожники Санкт-Петербурга. В ДЭУ-74 уже закупили специальное оборудование, кстати, нашего, отечественного производства, и приступили к его монтировке. Это будет специальный комплекс для смешивания ингредиентов с целью создания рассола.
Это правда, что сегодня на ремонт и содержание дорог государством выделяются приличные суммы. Должна же наша «одёжка» выглядеть достойно и прилично! Так, например, в 2024-ом ДЭУ необходимо освоить 12 084 тыс. рублей, из них на текущий ремонт 7 640 тыс. руб., на содержание обслуживаемых трасс – 4 620 тыс. руб. Два грузовых МАЗа прибыло в парк, в котором теперь их насчитывается 17. Работают они и на установке бордюров, на отсыпке песком и его погрузке-разгрузке-доставке.
Андрей Колосов подтверждает:
– Да, суммы на освоение нам выделяются немалые, так ведь и результатов работы потом требуют соответствующих! Тем более сейчас, в Год качества!
Сотрудники ДЭУ стараются оправдать доверие. А держать марку, к слову, они всегда умели достойно. Так, по итогам работы за 2023 год ДЭУ-74 было первым в районе среди производственных организаций и вторым по охране труда. В этой категории его также отметили на уровне области.
Лилия АПАРОВИЧ. Фото автора.