Уловки микрофинансовых организаций при выдаче займа клиенту
Какие уловки используют микрофинансовые организации (МФО) при выдаче займа
Использование микрозаймов изначально задумано как перехват денег до зарплаты или иного поступления денежных средств. Однако многие граждане, не имея достаточной финансовой дисциплины, часто относятся к микрокредитованию попустительски, пользуясь услугами МФО без вникания в юридические и финансовые детали.
Закон и порядок: как власти управляют ситуацией с МФО
В последние годы власти приняли ряд мер по противодействию откровенно ростовщической политике микрокредитных (микрофинансовых) организаций. Это вынудило последних искать все новые и новые лазейки для получения сверхприбыли. Оказавшись под пристальным наблюдением со стороны властей, МФО стали вынуждены искать новые пути повышения доходности выдаваемых займов. Ведь значительную часть прибыли составляют не только проценты от пользования займом, но и навязанные клиенту дополнительные услуги. Особенно, в этом отношении, лидируют компании, которые предоставляют онлайн-кредиты, поскольку высокие технологии предоставляют массу различных возможностей для манипулирования клиентом.
«Скрытые галочки» — явная угроза!
В качестве яркого примера – один из популярных сервисов микрозаймов, ориентированный на онлайн-кредитование. Заем в 100 белорусских рублей на 15 дней под 1% , но окончательная сумма к возврату составляет куда больше – свыше 50% от всей суммы основного долга! Начинаем разбираться. Открываем блок «Подробнее» и видим, что за нас уже предусмотрительно сделали выбор – поставили галочки на целой веренице дополнительных услуг. Да еще и со «скидкой»! Формально – все чисто и красиво, так как клиент сам принял условия и, возможно, не заметит существенного увеличения суммы долга. Особенно, когда оформляется заем на 1000 рублей, в окончательной сумме которого легко не заметить дополнительные 200-300 рублей неискушенному финансовыми тонкостями гражданину. Очевидно, что практически все эти услуги не имеют никакого смысла и особой пользы для клиента.
Как оформить заем и… даже денег не получить!
А бывает и так, что дополнительные услуги не «накидываются» сверху, а вычитаются из суммы займа! Яркий пример предлагает один небезызвестный сервис онлайн-кредитов в сети Интернет. При оформлении займа клиенту навязывается бесполезная услуга по некоей «защите кабинета», страховка и «бесплатно» предоставляется с «огромной выгодой» (в размере остатка займа!) еще пара бессмысленных услуг. Остап Бендер мог бы позавидовать полету фантазии МФО-шных маркетологов. Выдать человеку заем на 150 рублей, перевести 50 рублей и потом еще потребовать возврата 50 рублей с огромными процентами, не менее 1% за каждый день. Но это заметно на небольшой сумме займа.
Можно ли отказаться от навязанных услуг по договору займа?
Разумеется, но в ряде случаев только при оформлении займа, найдя и деактивировав соответствующую галочку. Если же заем уже выдан, то оспорить навязанные дополнительные услуги будет сложнее.
Формально навязывание любых услуг или товаров является незаконным. Поэтому если вы обнаружили дополнительные «бонусы», привязанные к вашему займу, то можете подать обращение в свободной форме с требованием расторгнуть договор в этой части и пересчитать сумму средств к возврату. Однако, по оказанным формально услугам (например, получение сведений из кредитной истории или же «ускорение рассмотрения заявки») МФО наверняка откажет. Можно попытать счастья в суде, но много ли желающих сражаться из принципа ради 20-50 рублей? Тем и пользуются микрофинансовые компании.
Вывод: внимательно смотрите на экран при оформлении займа. Открывайте все «примечания», «подробности», «дополнения» и другие неявные элементы интерфейса. Читайте условия договора, мелкий шрифт, все соглашения и заявления. Почитайте свежие и актуальные отзывы о компании перед оформлением кредита – «благодарные» клиенты подчас сообщают массу интересного на независимых сервисах отзывов.
В заключение
Лучший способ избежать проблем с микрозаймами – избегать самих микрозаймов. Но ситуации в жизни бывают разные, поэтому даже решившись на их получение нужно внимательно изучать все условия, документы и интерфейс оформления. Даже если вы постоянный клиент конкретной МФО, не стоит оформлять очередной заем быстрыми щелчками по кнопке «далее», ведь подчас условия меняются ежемесячно, в том числе и для постоянных клиентов. Ну и разумеется — всегда консультируйтесь с юристом, если у вас возникла спорная ситуация!