Даья Гануленко рассказала о работа над вышивкой карты Белыничского района
Мастер народных промыслов Светиловичского сельского Дома ремесел Дарья Гануленко в течение двух дней в Могилевском областном методическом центре народного творчества и культурно-просветительской работы вышивала на карте области Белыничский район. Символично в своих границах он представлен образцом брокаровского орнамента.
“Культурное наследие Беларуси ” – так называется проект, в рамках которого вышивальщицы с помощью иглы и цветных ниток в течение нескольких месяцев будут отображать каждая свой регион в национальных традиционных образах. Полностью карта республики, как планируется, будет готова ко дню празднования Купалья в Александрии. Каждая область отправит в столицу свой уже вышитый кусочек, а там мастерицы соединят все их в единственное полотно. Размеры его будут внушительные – 3х2, 5 метров. Наш район представляет собой собой “лоскут ” примерно 20х20 сантиметров. Это был большой участок, который нужно было заполнить довольно сложным цветным узором.
Орнамент был взят из рушника, который много лет хранила, а затем передала в Дом ремесел коренная жительница агрогородка Светиловичи Тамара Алексеевна Гаранинова, а ей самой он достался в наследство от предков. Понятное дело, время хорошо ” поработало” над древним полотенцем. Чтобы сохранить культурное наследие, Ирина Титовцова, заведующая СДР, несколько лет назад вышила идентичный.
Кстати, интересна и сама история брокаровских образцов (иначе – “мыльных”, которая корнями уходит в XIX век. Название их образована от фамилии крупного московского купца французского происхождения и его фабрики с аналогичным брендом “Бракарь и К”. На ней выпускалось дешевое мыло для небогатого населения. В каждую пачку укладывался листок со схемой вышивки. И если в древних, исконно народных образцах изображения реальных предметов “зашифровывается ” (например, солнце вышивалось как ромб с лучиками по краям, засеянная пашня-как ромб с точечками внутри), на брокаровских орнаментах все выглядело уже максимально действительно. Самыми популярными элементами были птицы, звери, цветы.
Как рассказала нам Ирина Титовцова, кроме этого орнамента, стать вышитым символом района претендовала, например, икона Белыничской Божьей Матери. Но посчитали, что этот образ все же-религиозно-культурный не только города на Друти, но и всей республики. Кроме того, вышивать икону очень сложно, необходимо соблюдать множество канонов. Были отвергнуты как варианты и образы каменных крестов, и легендарного кармелитского костела.